Чем «их» распродажи отличаются от «наших»?
Где мы покупаем нужные товары? По данным маркетологов, 57% российских покупателей предпочитает оставлять свои деньги в торговых точках, которые предлагают наиболее выгодные программы лояльности.
Скидки, подарки, бонусные карты и кэшбэки — вот что ищут, оказывается, постоянные клиенты и разовые посетители российских супермаркетов. Глупость? Если и так, то совсем не российская. Россияне, скорее, отстают от мировых тенденций. Подобным образом поступают 85% американцев и канадцев и 66% покупателей из Западной Европы.
Сезонные и рождественские распродажи — пожалуй, самое яркое проявление общечеловеческой тяги к экономии. Людские волны, словно шторм, захлестывают универмаги и супермаркеты в различные «черные пятницы», «киберпонедельники» и любые другие дни недели, на которые выпадает начало распродаж.
Невероятные скидки, заманчивые призывы и обещания громадной экономии делают свое дело. Люди порой забывают о том, что они люди. Топча и разбрасывая друг друга, они дерутся за каждый «выгодный» гаджет, не давая коллегам-конкурентам никаких скидок на возраст, пол или социальный статус.
В дни распродаж в магазинах нет детей, женщин и стариков. Есть только покупатели, готовые на что угодно, лишь бы урвать уже не то, что нужно, а то, что можно, но дешевле обычного.
За минувшие с появления термина «черная пятница» десятилетия принципиально ничего не изменилось. Пятница стала черной 25 ноября 1966 года, когда старт рождественского сезона распродаж впервые был отмечен небывалым хаосом на дорогах Филадельфии и первой смертью человека — охранника одного из магазинов.
Зачем нужны распродажи? И у покупателей, и у продавцов цели меркантильные, но прямо противоположные. Если первые решительно настроены на покупку массы дешевых товаров, то вторые столь же решительно стремятся от этих товаров избавиться, обменяв их на деньги.
По словам московского маркетолога Николаса Коро, распродажи на Западе — следствие сезонного способа торговли. В Европе и Северной Америке купить летом шубу довольно сложно, их почти никто не предлагает, так как летом всем нужны шорты и футболки.
С наступлением холодов на футболки падает спрос, из ходового товара они превращаются в ненужный балласт, который продавцы готовы отдать за смехотворную цену, лишь бы не нести лишних расходов, связанных с хранением.
Аналогичная картина и в торговле электронными гаджетами. Стоит появиться новому смартфону, как прошлогодние хиты теряют покупателей. В избавлении от неходового товара цель «их» распродаж.
В постсоветской торговле подобная сезонность приживается пока ещё без заметного успеха. Шубы и шорты годами мирно сосуществуют на полках и вешалках универмагов и зимой, и летом. Тем не менее с каждым годом российские распродажи набирают обороты, привлекая все больше покупателей.
Зачем же распродажи российским продавцам? В отличие от западных коллег, они не особо торопятся избавляться от залежалого товара, но заработать как можно больше тоже хотят.
Карл Маркс открыл, что товар и деньги — две грани одного и того же процесса. К теории не подкопаешься, но на практике между гранями есть определенные отличия.
Чтобы получить деньги, продавать товар задёшево совсем не обязательно. Достаточно «грамотно» показать покупателю его «выгоду», чтобы он легко отдал свои кровно заработанные, искренне чувствуя себя при этом счастливым. Самый простой для этого способ — устроить псевдо-распродажу, число коих в наших краях не поддается точному подсчёту.
Стоит вывесить в торговом зале броский плакат с надписью «SALE», установить процент «скидки» этак 5070 и украсить ценники перечеркнутой «старой» ценой, как доверчивый покупатель тут же ринется сметать с полок ненужный ему товар.
Продавцы что поумнее не только перечеркивают «старую» цену, но и реально устанавливают её недели за две до «распродажи». Особого спада в торговле такое повышение цены не вызывает, если товар и так «идёт туго».
Было бы наивно считать всех «наших» торговцев мошенниками, в отличие от «их» кристально чистых продавцов. В «нашей» торговле, несомненно, полным полно честных людей, тогда как у «них» мошенников не меньше нашего.
Разница в том, что в странах, где накоплен богатый многолетний опыт распродаж, законодатели придумали способы защиты от мошенничества со скидками.
По словам того же Николаса Коро, произнесённым им недавно в эфире одного из питерских телеканалов, законы европейских стран требуют от продавцов реальных скидок, исчисляемых в процентах от средней цены товара за предшествующие распродаже шесть месяцев. Нарушителей наказывают. В результате скидка 50% на европейских распродажах обычно таковой и является.
В России и других постсоветских странах подобных законов нет, что открывает перед мошенниками широкое поле деятельности. Думайте, покупая!